"Симха" — это радость.

Клезмерскому ансамблю из Казани "Симха" исполнилось десять лет.


     "Симха" — ансамбль необыкновенный во всех отношениях. Во-первых, это действительно клезмерский ансамбль. Объяснять — почему, бессмысленно, да, в общем и на самом деле не совсем понятно, почему это он весь такой клезмерский. Но это сразу чувствуешь, с первых нот. И с ужасно современными бас гитарой и синтезатором они все равно были бы абсолютно уместны и органичны на какой-нибудь веселой еврейской свадьбе в крохотном местечке или же в Одессе, Киеве, Варшаве.
     Во-вторых, трое из пяти музыкантов этого еврейского ансамбля никакие не евреи, а вовсе даже татары. Но дай-то Бог еврейским музыкантам играть еврейскую музыку с таким чувством и настолько по-еврейски, со слезой и смехом, как это делают Альберт Гильфанов, Эдуард Нуриев, Аскар Курмангалеев.
     В-третьих, этот клезмерский ансамбль стал одним из самых любимых и популярных музыкальных коллективов столицы Татарстана. И это вам не кое-что, это очень даже что-то!

     В-четвёртых, ансамбль уже умудрился обзавестись наследниками: при участи "Симхи" в Казани созданы клезмерский молодежный ансамбль "Кинор" и вокальный квартет "Лехаим", между прочим, дипломант международных фестивалей.
     Наконец, в-пятых, ансамблем на протяжении всех десяти лет художественно руководит великолепный Леонид Сонц, дивный скрипач, внук клезмера Абрама-Ицхака Штекелиса и сам клезмер, воспитанник оркестра Натана Рахлина. Если бы кто-то захотел снять настоящий фильм по купринскому "Гамбринусу", никого лучше на роль Сашки-музыканта он не нашел бы.

     "Со струн Сашкиной скрипки плакала древняя, как земля, еврейская скорбь, вся затканная и обвитая печальными цветами национальных мелодий. Лицо Сашки с напружиненным подбородком и низко опущенным лбом, с глазами, сурово глядевшими вверх из-под отяжелевших бровей, совсем не бывало похоже в этот сумеречный час на знакомое всем гостям "Гамбринуса" оскаленное, подмигивающее, пляшущее лицо Сашки," — это прямо о Сонце, лучше описать его невозможно. Кто-то сказал о нём: играя на поле Ойстраха, Лёня, наверное, не переиграл бы его, но и Ойстрах на Лёнином поле не игрок. Правильно, потому что клезмер — это не в руках, это внутри.

     А теперь серьёзно. За спинами участников ансамбля более пятисот концертов в различных городах России от Москвы до Хабаровска, а также в странах ближнего и дальнего зарубежья. Ни один еврейский фестиваль не обошелся без участия казанских клезмеров. Ансамбль выпустил нотный сборник "Популярные еврейские песни из репертуара ансамбля "Симха"", две аудиокассеты "Живо и весело" и "Нитка жемчуга". Леонид Сонц за цикл концертных программ удостоен звания заслуженного артиста Республики Татарстан. В репертуаре ансамбля две еврейские программы, программы классической и популярной музыки, джаз. В настоящее время идет работа по созданию на основе ансамбля еврейского центра искусств для городов Поволжья и Центральной России.

     У "Симхи" есть все, чего только может пожелать музыкальному коллективу: успех, признание, любовь слушателей. Поэтому скажем просто: пусть все задуманное исполнится! И еще. 18 ноября в московском Доме культуры железнодорожников должен состояться юбилейный концерт "Симхи". Сходите, не пожалеете, потому что "Симха" — это значит радость.

1999 г.    Н.ФАЙНКИХ.



Леонид Сонц: "Могу "разговорить" любую скрипку".

Кпезмерский ансамбль "Симха" и его художественный руководитель Леонид СОНЦ в особом представлении не нуждаются. Их концерты с огромным успехом проходят в самых престижных залах России, Европы. В прошлом году "Симха" покорила своим искрометным, солнечным искусством Америку. Совсем недавно вышел компакт-диск "Симхи" "Хасидские напевы", записаны еще два. Сняты три видеоклипа. К тому же Леонид Сонц вместе с лучшими исполнителями еврейской музыки из Америки и Англии ведет традиционный мастер-класс в Санкт-Петербурге. Появились у Леонида Давидовича ученики и в самом музыкальном городе мира — Вене.



В еврейских ансамблях только немцы

В Петербурге мы даем мастер-класс для профессиональных музыкантов, а в Вене — для любителей, для тех, кто хочет научиться играть на скрипке. И желающих было много. В Европе вообще еврейские ансамбли очень популярны. Только в одном Берлине 10 ансамблей, играющих еврейскую музыку, причем играют в этих ансамблях сплошь немцы.
Казалось бы, странно, что у немцев вдруг проснулась любовь к еврейской культуре...
Это на первый взгляд странно. До войны в Германии была большая еврейская диаспора. Они долго жили в этой стране и стали почти немцами, но их всех беспощадно истребляли. Моих бабушек, дедушек и многих родственников тоже похоронили заживо — лопатой по голове и в общую яму...
...Немцы чувствуют свою вину и всеми силами стараются ее загладить. В Германии такие законы, что евреям—эмигрантам можно безбедно жить на государственном обеспечении всю жизнь, ничего не делая.

Казанские американцы завалили "Симху" цветами

Леонид Давидович, как началось ваше завоевание Америки?
В прошлом году побывали в Америке дважды — один раз в марте, во время еврейского праздника Пурим, в рамках акции "Нью-Йорк — Иерусалим. Мы снова вместе". Мы ездили на гастроли с большой интернациональной группой российских артистов, включая 66 человек ансамбля песни и танца Игоря Моисеева. Кстати, был с нами и Ренат Ибрагимов. Мы дали концерты в Детройте, Кливленде и Нью-Йорке, на престижной площадке — в Линкольн Центре. Прикол в том, что в США на наши выступления пришло много казанцев. Кто-то из них давно покинул Казань, кто-то эмигрировал недавно. Мы уже не удивляемся, когда встречаем людей из нашего города в Израиле, Европе, но оказывается, казанцев много и за океаном, и все они пришли на концерт с букетами цветов. Через два месяца, перед праздником Победы, мы повторили этот концерт в Москве, в концертном зале "Россия". Фонд "Атиква", что значит "Надежда", разыскал и пригласил на концерт евреев — Героев Советского Союза и кавалеров трех орденов Славы. Этих людей осталось не так много, жизнь раскидала их по всему миру, они живут даже в Австралии. Благодаря фонду все они приехали в Москву.

Струна порвалась — лезь в карман.

Не за словом, а за звуком
Леонид Давидович, вы говорили, что в детстве не очень любили занятия в музыкальной школе. Скажите, а альтернатива скрипке у вас была? Может быть, спорт?
Нет, правда одно время я лобзиком выпиливал, и еще велосипед у меня был с таким маленьким моторчиком. Гонял на нем, как и все мальчишки. Но с 15 лет, когда стал учиться в музыкальном училище, я скрипку полюбил.
Скрипка — создание нежное. хрупкое, наверное, часто случаются экстремальные ситуации, когда рвутся струны?
За 25 лет работы в симфоническом оркестре струны лопались, но редко. А сейчас почти на каждом концерте то струна лопается, то рвутся волоски на смычке. Накал эмоции и энергии такой, что материя не выдерживает. Обычно ношу запасные струны в кармане чтобы можно было сразу заменить их. Но не всегда это удается Иногда струны рвутся в самый неподходящий момент, прямо во время концерта.
И что тогда?
Тогда приходится искать какой-то выход. Несколько лет назад в Финляндии был случай. На концерте порвалась струна. Я выскочил за кулисы, увидел девочку со скрипкой, вырвал инструмент из ее рук и снова выбежал на сцену. От неожиданности она так растерялась, что даже испугаться не успела. А после выступления она сказала мне, что счастлива, что ее скрипка побывала в моих руках.
А легко вот так, с маху, сыграть на чужой скрипке?
Некоторые музыканты долго "знакомятся" с новой скрипкой, приноравливаются к ней, Им нужно время, чтобы найти с ней общий язык, привыкнуть друг к другу. А у меня такой проблемы нет. Я могу "разговорить" любую скрипку.

Настоящая скрипка — дорогое удовольствие

А есть в нашем городе скрипичных дел мастера, чьи скрипки могут стать гордостью настоящего музыканта?
Работал в Казани большой мастер Игорь Ким. Он уже умер. Сейчас очень хорошие скрипки делает Лев Первзнер. Но делать скрипки — скорее хобби, а не способ заработать деньги. Дело это трудоемкое, кропотливое, сложное, долгое, поэтому и скрипки дорогие. А покупателей нет. Только неимущие музыканты. Но с них много не возьмешь...
Вы подбираете определенную скрипку к концерту?
Есть "микрофонные" концерты, а есть "живые", когда работаешь без микрофона. Через микрофон звук идет совершенно другой. И эти тонкости надо учитывать, когда подбираешь скрипку к концерту, потому что одна лучше звучит через микрофон, а другой микрофон только помеха.
Звук скрипки из чего складывается из звука самой скрипки и звука артиста. У каждого музыканта свой звук, своя неповторимая тональность, манера игры Это как почерк — у каждого свой. И можно на слух отличить, когда на одном и том же инструменте играют разные музыканты.

2001 г.   Беседовала Ольга ИВАНЫЧЕВА



ГОСТЕВАЯ КНИГА

ПОЧТА



|симха| |леонид сонц| |музыка| |видео|


Артисты Казани: ''Кафедра'', ''Симха'', Юлия Зиганшина, Вадим Кешнер
Наша родословная: Саблуковы, Порфирьевы, Лихачевы
Сайт ''Суфлер'' об артистах: Аркадий Райкин, Анна Герман, Робертино Лоретти и др.