СТАРЕЙШИЙ ТЕАТР ПОВОЛЖЬЯ
Казанский русский драматический театр — один из старейших не только в Поволжье, но и в России.
Но основа его была заложена намного раньше — когда указом Петра I казанские семинаристы обязывались "давать регулярные комедийные представления..." В 1760 г. казанский драматург Веревкин писал графу Шувалову "...вечером была представлена пьеса "Школа мужей". И в Казани, милостливый государь, Мольер уже известен!... Театр, ей-Богу, такой что и желать лучше не можно".
В 1791 году князь С. М. Баратаев обратился в Дирекцию Императорских театров за разрешением на открытие постоянно действующего театра в городе Казани. Получив благоприятный ответ, он пригласил распорядителем в учрежденный городской театр придворного актера В. Р. Бобровского.
В труппе, собранной Бобровским, были, в основном, учителя и бывшие воспитанники гимназии, в которой на протяжении многих лет давались регулярные театральные представления. Театр активно занимал умы и сердца горожан. Вокруг него собралась группа радикально мыслящей интеллигенции. Благодаря ее усилиям в Казани играются первые русские бытовые комедии, исполнение которых не поощрялось на императорских подмостках.
В 1802—1814 годах Казанский театр возглавлял местный помещик П. П. Есипов. Основу труппы городского театра составляли воспитанные им крепостные актеры. В первые годы театр функционировал только зимой. Позже играли весной и даже летом. Обычно спектакли давались два раза в неделю — по воскресеньям и средам, а на масленичной и троицкой неделях — ежедневно.
В 1805 году Есипов пригласил в свой театр драматурга и теоретика, популярнейшего в столице артиста П. А. Плавилыцикова, идеи которого позволили театру подняться на значительный для того времени уровень, чему можно найти подтверждение в воспоминаниях большого поклонника есиповской антрепризы писателя С. Т. Аксакова.
С 1814 по 1852 годы в Казанском театре работали талантливые антрепренеры — Ф. Диттель, Н. И. Иванов, П. А. Соколов, Е. Ф. Стрелков и другие. Благодаря их деятельности, Казань познакомилась с искусством великих актеров Павла Мочалова, Александра Мартынова, Михаила Щепкина. Михаил Семенович к тому же увидел в Казани и пригласил в Малый театр Прова Садовского — основоположника знаменитой актерской династии.
В 1852 году театр возглавил высокообразованный человек, талантливый актер Н. К. Милославский. Отличаясь изысканным вкусом, Милославский формировал репертуар театра из драматургии высокого художественного уровня. Поэтичность, яркая театральность, блеск актерской игры позволили современникам назвать этот период "золотым веком драматического искусства Казани".
С 1866 года проблемы художественной целостности спектакля, воспитание единой актерской манеры исполнения, принципы психологического театра в течение двадцатилетнего периода руководства театром занимали талантливого актера и организатора П. М. Медведева. С ним сотрудничали знаменитые в будущем актеры В. Н. Давыдов, К. А. Варламов, П. А. Стрепетова, М. Г. Савина и другие. Основу репертуара в этот период, в основном, составляли пьесы А. Н. Островского, присылавшего их в Казань, подчас даже для первого исполнения.
В конце XIX века влияние новой драматургии на труппу Товарищества актеров под руководством М. М. Бородая, занявшей Казанские подмостки, было значительным. С ним активно сотрудничали братья Адельгейм, Мамонт Дальский, В. И. Качалов, Н. П. Орленев, Ю. М. Юрьев, Общество искусства и литературы под руководством К. С. Станиславского, а позднее и Московский Художественный Общедоступный театр.
В 1919 году театр был национализирован, переехал в новое здание и стал называться Большим драматическим театром. На протяжении первого советского десятилетия в нем активно развивались традиции "левого" театра. В 1928-29 годах в Казани работал режиссер А. Л. Грипич — ученик В. Э.Мейерхольда.
В 1934 году ставший стационарным казанский русский Большой драматический театр возглавил директор Г. Д. Ригорин. За четверть века он собрал труппу, состоящую из мощнейших актерских индивидуальностей — Е. Е. Жилина, Л. П. Милова, В. М. Павлова, Е. В.Лисецкая, Н. И. Якушенко, II. В. Загорский, А. Д. Гусев и многое другие.
Во время воины в тавре работав известный режиссер А. Л. Дикий.
Имя народного артиста СССР Василия Ивановича Качалова было присвоено Большому драматическому театру в 1948 году, а за большие творческие успехи он был награжден орденом Трудового Красного Знамени в 1957 году.
Режиссеры Э. Бейбутов, Е. Простов, Л. Литвинов, Н. Орлов, В. Портнов, Н. Басин, Е. Табачников, художники В. Никитин и Э. Гельмс определяли творческое лицо театра в разные годы советского периода истории.
В 1991 году Казанский русский Большой драматический театр отметил свое двухсотлетие.
Имя Василия Ивановича Качалова на афише нашего театра стоит не случайно. Выдающийся артист, один из корифеев Московского Художественного театра, начинал свой профессиональный актерский путь на подмостках Казанского театра (1897—1900).
В первое время работы в Казани Качалов получал эпизодические роли, пока судьба не подарила счастливый случай заменить заболевшего актера в роли Бориса Годунова в спектакле "Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого. Актера заметили газеты — много и восторженно писали о дебюте. С весны 1898 года Качалов получает одну за другой заглавные роли. На Казанской сцене артисту довелось сыграть тридцать значительных ролей в пьесах Островского, Шиллера, Шекспира, Ростана и других. Высокий, стройная фигура, выразительное лицо и необыкновенной красоты голос буквально приворожили к себе и партнеров, и зрителей.
В марте 1900 года В. И. Качалов был приглашен в труппу Московского Художественного театра. Казанская публика провожала его с огромной любовью и сожалением, в особенности студенчество.
И хотя в полную мощь актерский гений выдающегося артиста раскрылся в Москве, Казань всегда помнила его, а театр по праву гордится тем, что носит имя великого актера.
ГОСТЕВАЯ КНИГА
ПОЧТА
|кешнер|
|интервью|
|роли|
|фотографии|
|театр|
|