Пресса о микрохоре "КАФЕДРА"
Молодежный журнал "ИДЕЛЬ" 2/2000
"Святая к музыке любовь..."
В 1992 году в составе большого хора театра оперы
и балета имени М.Джалиля выделился мужской
секстет, который, поехав в США в составе оперной
труппы исполнять "Мессию" Генделя, получил
разрешение петь все второе отделение микрохором.
Ребята с удовольствием исполнили духовную, а также
татарскую и русскую народную музыку, получив у
американцев восторженный прием и
благожелательную прессу. Так родился муниципальный
мужской микрохор "Кафедра". Название
было выбрано по двум причинам: во-первых,
некоторые участники хора преподавали в вузах, а, во-
вторых, кафедра — это место, с которого читаются
проповеди, произносятся молитвы, место, которое
поднимает человека над унылой обыденностью.
|
|
В составе микрохора сегодня восемь
человек. Как заметил
один из певцов Шамиль Юсупов, идея большого хора
нереальна, потому что собраться всем быстро бывает
сложно, ибо некоторые его участники работают в
разных местах. Замечу, что представителей
прекрасной половины человечества в коллективе нет,
потому что музыка, которую они выбирают, рассчитана
исключительно на мужское исполнение.
Первоначально в планах "Кафедры" было исполнение
только русской духовной музыки. Однако эти
рамки показались певцам слишком тесными и они
плавно переключились на духовную музыку других
конфессий — католическую, мусульманскую и т.д. Так,
например, на концертах великолепно звучат старинные
татарские байты и мунажаты,
|
которые восторженно
принимаются в любой аудитории.
Ребятам, по словам
их руководителя, приятно собираться и работать
вместе, нести свое искусство самой широкой публике.
Если же зритель их понимает, то певцы чувствуют
мощную обратную волну.
Выбор произведения, как правило, зависит от
трудности исполнения. Чем сложнее и оригинальнее
музыкальное произведение, тем интереснее его петь.
Музыканты любят экспериментировать:
в хоровом жанре, академически достаточно
консервативном, им нужна "отдушина", которая будет
безотказно действовать на любого слушателя.
Активная концертная
деятельность и
репертуар микрохора "Кафедра"
порой ошеломляют: "Чардаш"
Монти, три еврейские песни в
обработке
Марии
|
|
Ачкенази, "Истоки"
Б.Трубина с государственным
квартетом под
управлением Шамиля
Монасыпова на престижном
международном музыкальном
фестивале "Европа-Азия", джаз,
народная песня "12 разбойников",
хоры из оперы Д.Верди "Риголетто"
и многое другое.
Микрохор, будучи частью
большого хора театра оперы и
балета имени М.Джалиля, участвовал
практически во всех гала -
концертах шаляпинских оперных
фестивалей, пел с лучшими голосами
России и Европы. Сегодня в
его репертуаре более 200 произведений.
При желании и востребованности,
как признались сами
его участники, они могут петь
подряд три дня и у них всегда
будет благодарная публика.
Не сомневаюсь, что им по плечу
любой
|
музыкальный марафон.
Следует отметить, что скептики,
хорошо знающие активную и разнообразную
музыкальную жизнь Татарстана,
не раз предрекали
коллективу распад через полгода —
год. Но 7 лет...Этого не ожидал
никто. Наш коллектив, говорят сами
певцы, может распасться только от
землетрясения или (Боже упаси!) от
гражданской войны.
"Кафедра" — музыкальный монолит —
когда-то был муниципальным коллективом,
но потом его
сократили, посчитав накладным для
городского бюджета. Жаль...
В последние годы мужской
микрохор выпустил 3 репертуарных
сборника, ежегодно ездит на
гастроли за рубеж в составе хора
театра, записал 3 программы на
голландском радио и ждет выхода
там же своего первого компакт-диска.
|
|
Если бы возникла необходимость
создания эмблемы коллектива,
то непременно здесь бы
присутствовали элегантный фрак и
изысканная "бабочка".
В этом профессиональном
коллективе все
подчинено МУЗЫКЕ,
вне ее певцы просто не мыслят
своего существования. Музыкант—
это поистине образ жизни, и
каждым своим триумфальным
концертом "Кафедра" это
подтверждает.
От наступающего столетия исполнители
ждут счастья для своих
детей, новых музыкальных произведений
и озарений, хорошей
оплаты (это особенно важно!)
своего нелегкого, но благородного
труда. Пусть в новом веке
продолжится работа души и
"святая к музыке любовь!"
Марат ШАКИРЗЯНОВ
|
Выступление на фестивале "Европа - Азия"
Казань 1996.
"ИЗВЕСТИЯ ТАТАРСТАНА" 2/07/1994
"Кафедра", поднимающаяся над обыденностью
Ансамбль «Кафедра», с
чьим искусством уже успели
хорошо познакомиться казанские
меломаны, родился, в
декабре 1992 года, когда Татарский академический театр
оперы и балета имени М.
Джалиля собирался на
гастроли в Америку.
Несколько хористов рискнули
подготовить для заокеанской публики
свою программу. «Американскии дебют»
прошел успешно, и молодые люди
решили сохранить свои
творческий коллектив. Уже в феврале 1993
года на гала-концерте
ШаляпинсНого фестиваля казанцы
услышали «Кафедру».
Почему именно «Кафедра"? Название, не совсем
обычное для музыкального ансамбля.
Во-первых.
днем певцы занимаются
преподавательской деятельностью, они отчасти люди
«вузовские».
Во-вторых, слово
|
|
«кафедра»
в первоначальном
смысле означает «возвышение над
полом».
А главную свою задачу музыканты
видят в том, чтобы их
искусство хоть чуточку помогло слушателям
подняться над обыденностью.
В ансамбле их семеро - симпатичных
молодых мужчин в элегантных
черных фраках. Звонкоголосый
Валерии Яблонский, лиричный тенор
Марат Яхъяев, обладающий
«солидным» басом Станислав
Гурьянов, унаследовавший от отца
- известного певца - не менее красивый бас Шамиль Юсупов,
обаятельный любимец публики Александр Федотов,
«бархатный» баритон» Александр Спиридонов и молодой,
симпатичный тенор Марк Нестеренко.
В ансамбле все равны,
каждый солирует, исполняя то или
иное произведение. Иногда певцы
становятся и отчасти авторами,
ведь обработки многих сочинений
им приходится делать самим..
|
Выступает «Кафедра» в необычных залах.
Это музеи и галереи,
актрвый зал Казанскрго государственного
университета с уникальной
акустикой.
Минувшей весной «Кафедра» дала
концерт в доме-музее
Ф.Шаляпина в Москве, на Ногинском бульваре.
Очевидно, выбор залов для концерта
отчасти диктуется репертуаром «Кафедры», а ансамбль
исполняет много духовной музыки. Но
это далеко не все. Музыканты
включают а программу концертов
блоки зарубежной классической музыки,
русские и татарские народные песни.
Кто может остаться равнодушным, если зал наполняется
мелодией такой всем знакомой, и любимой
песни, как «Кара урман»?
И кажется,
это не голос солиста, а настоящий
кукушонок спрятался среди крон
вековых деревьев и выводит свою
мелодию. Зал замирает, когда
Александр Спиридонов начинает
петь «Степь да степь кругом».
|
|
Казалось бы, такая знакомая песня, что
можно в ней исполнить по-новому?
Оказывается, можно. Многоголосное звучание а капелла потрясает
слушателей, доходит до тайных уголков души.
Каждое произведение
становится в исполнении ансамбля
маленьким вокальным шедевром.
Коллектив совершенствует свое
мастерство, концертирует. Все расходы, связанные
с поездками, афишами, костюмами участники ансамбля
оплачивают из личных
средств. А их не так много, поэтому
приходится отказываться от многих
интересных предложений. А ведь
музыканты такого уровня могли бы
достойно представлять искусство
Татарстана не только в ближнем, но
и в дальнем зарубежье. Хорошо бы у
«Кафедры» нашлись состоятельные покровители, готовые
поддержать артистов не только аплодисментами.
Клара БАЛТИНА
|
"Кафедра" - обладатели Гран-при и лауреаты IV Международного
фестиваля христианской духовной музыки 'Магутны Божа' .
Могилев 1996.
|| КАФЕДРА ||
ПРЕССА
|| ДИСКОГРАФИЯ ||
|| ФОТОГРАФИИ ||
ГОСТЕВАЯ КНИГА
ПОЧТА
|