Пресса о микрохоре "КАФЕДРА"



Зарубежные афиши 'КАФЕДРЫ' и публикации о хоре


Молодежный журнал "ИДЕЛЬ"   2/2000

"Святая к музыке любовь..."

     В 1992 году в составе большого хора театра оперы и балета имени М.Джалиля выделился мужской секстет, который, поехав в США в составе оперной труппы исполнять "Мессию" Генделя, получил разрешение петь все второе отделение микрохором.

     Ребята с удовольствием исполнили духовную, а также татарскую и русскую народную музыку, получив у американцев восторженный прием и благожелательную прессу. Так родился муниципальный мужской микрохор "Кафедра". Название было выбрано по двум причинам: во-первых, некоторые участники хора преподавали в вузах, а, во- вторых, кафедра — это место, с которого читаются проповеди, произносятся молитвы, место, которое поднимает человека над унылой обыденностью.

В составе микрохора сегодня восемь человек. Как заметил один из певцов Шамиль Юсупов, идея большого хора нереальна, потому что собраться всем быстро бывает сложно, ибо некоторые его участники работают в разных местах. Замечу, что представителей прекрасной половины человечества в коллективе нет, потому что музыка, которую они выбирают, рассчитана исключительно на мужское исполнение.
     Первоначально в планах "Кафедры" было исполнение только русской духовной музыки. Однако эти рамки показались певцам слишком тесными и они плавно переключились на духовную музыку других конфессий — католическую, мусульманскую и т.д. Так, например, на концертах великолепно звучат старинные татарские байты и мунажаты,




которые восторженно принимаются в любой аудитории.
     Ребятам, по словам их руководителя, приятно собираться и работать вместе, нести свое искусство самой широкой публике. Если же зритель их понимает, то певцы чувствуют мощную обратную волну. Выбор произведения, как правило, зависит от трудности исполнения. Чем сложнее и оригинальнее музыкальное произведение, тем интереснее его петь. Музыканты любят экспериментировать: в хоровом жанре, академически достаточно консервативном, им нужна "отдушина", которая будет безотказно действовать на любого слушателя.
     Активная концертная деятельность и репертуар микрохора "Кафедра" порой ошеломляют: "Чардаш" Монти, три еврейские песни в обработке Марии

Ачкенази, "Истоки" Б.Трубина с государственным квартетом под управлением Шамиля Монасыпова на престижном международном музыкальном фестивале "Европа-Азия", джаз, народная песня "12 разбойников", хоры из оперы Д.Верди "Риголетто" и многое другое.
     Микрохор, будучи частью большого хора театра оперы и балета имени М.Джалиля, участвовал практически во всех гала - концертах шаляпинских оперных фестивалей, пел с лучшими голосами России и Европы. Сегодня в его репертуаре более 200 произведений. При желании и востребованности, как признались сами его участники, они могут петь подряд три дня и у них всегда будет благодарная публика. Не сомневаюсь, что им по плечу любой




музыкальный марафон.
     Следует отметить, что скептики, хорошо знающие активную и разнообразную музыкальную жизнь Татарстана, не раз предрекали коллективу распад через полгода — год. Но 7 лет...Этого не ожидал никто. Наш коллектив, говорят сами певцы, может распасться только от землетрясения или (Боже упаси!) от гражданской войны.
     "Кафедра" — музыкальный монолит — когда-то был муниципальным коллективом, но потом его сократили, посчитав накладным для городского бюджета. Жаль... В последние годы мужской микрохор выпустил 3 репертуарных сборника, ежегодно ездит на гастроли за рубеж в составе хора театра, записал 3 программы на голландском радио и ждет выхода там же своего первого компакт-диска.

     Если бы возникла необходимость создания эмблемы коллектива, то непременно здесь бы присутствовали элегантный фрак и изысканная "бабочка". В этом профессиональном коллективе все подчинено МУЗЫКЕ, вне ее певцы просто не мыслят своего существования. Музыкант— это поистине образ жизни, и каждым своим триумфальным концертом "Кафедра" это подтверждает.
     От наступающего столетия исполнители ждут счастья для своих детей, новых музыкальных произведений и озарений, хорошей оплаты (это особенно важно!) своего нелегкого, но благородного труда. Пусть в новом веке продолжится работа души и "святая к музыке любовь!"

Марат ШАКИРЗЯНОВ





Выступление на фестивале 'Европа - Азия'

Выступление на фестивале "Европа - Азия"
Казань 1996.




"ИЗВЕСТИЯ ТАТАРСТАНА"   2/07/1994

"Кафедра", поднимающаяся над обыденностью

     Ансамбль «Кафедра», с чьим искусством уже успели хорошо познакомиться казанские меломаны, родился, в декабре 1992 года, когда Татарский академический театр оперы и балета имени М. Джалиля собирался на гастроли в Америку.

     Несколько хористов рискнули подготовить для заокеанской публики свою программу. «Американскии дебют» прошел успешно, и молодые люди решили сохранить свои творческий коллектив. Уже в феврале 1993 года на гала-концерте ШаляпинсНого фестиваля казанцы услышали «Кафедру».
     Почему именно «Кафедра"? Название, не совсем обычное для музыкального ансамбля. Во-первых. днем певцы занимаются преподавательской деятельностью, они отчасти люди «вузовские». Во-вторых, слово

«кафедра» в первоначальном смысле означает «возвышение над полом». А главную свою задачу музыканты видят в том, чтобы их искусство хоть чуточку помогло слушателям подняться над обыденностью.
     В ансамбле их семеро - симпатичных молодых мужчин в элегантных черных фраках. Звонкоголосый Валерии Яблонский, лиричный тенор Марат Яхъяев, обладающий «солидным» басом Станислав Гурьянов, унаследовавший от отца - известного певца - не менее красивый бас Шамиль Юсупов, обаятельный любимец публики Александр Федотов, «бархатный» баритон» Александр Спиридонов и молодой, симпатичный тенор Марк Нестеренко. В ансамбле все равны, каждый солирует, исполняя то или иное произведение. Иногда певцы становятся и отчасти авторами, ведь обработки многих сочинений им приходится делать самим..




     Выступает «Кафедра» в необычных залах. Это музеи и галереи, актрвый зал Казанскрго государственного университета с уникальной акустикой. Минувшей весной «Кафедра» дала концерт в доме-музее Ф.Шаляпина в Москве, на Ногинском бульваре.
     Очевидно, выбор залов для концерта отчасти диктуется репертуаром «Кафедры», а ансамбль исполняет много духовной музыки. Но это далеко не все. Музыканты включают а программу концертов блоки зарубежной классической музыки, русские и татарские народные песни. Кто может остаться равнодушным, если зал наполняется мелодией такой всем знакомой, и любимой песни, как «Кара урман»? И кажется, это не голос солиста, а настоящий кукушонок спрятался среди крон вековых деревьев и выводит свою мелодию. Зал замирает, когда Александр Спиридонов начинает петь «Степь да степь кругом».

     Казалось бы, такая знакомая песня, что можно в ней исполнить по-новому? Оказывается, можно. Многоголосное звучание а капелла потрясает слушателей, доходит до тайных уголков души. Каждое произведение становится в исполнении ансамбля маленьким вокальным шедевром.
     Коллектив совершенствует свое мастерство, концертирует. Все расходы, связанные с поездками, афишами, костюмами участники ансамбля оплачивают из личных средств. А их не так много, поэтому приходится отказываться от многих интересных предложений. А ведь музыканты такого уровня могли бы достойно представлять искусство Татарстана не только в ближнем, но и в дальнем зарубежье. Хорошо бы у «Кафедры» нашлись состоятельные покровители, готовые поддержать артистов не только аплодисментами.

Клара БАЛТИНА




Фестиваль 'Магутны Божа'. Могилев 1996.

"Кафедра" - обладатели Гран-при и лауреаты IV Международного
фестиваля христианской духовной музыки 'Магутны Божа' .
Могилев 1996.




|| КАФЕДРА || ПРЕССА || ДИСКОГРАФИЯ || || ФОТОГРАФИИ ||



ГОСТЕВАЯ КНИГА

ПОЧТА




Артисты Казани: ''Кафедра'', ''Симха'', Юлия Зиганшина, Вадим Кешнер
Наша родословная: Саблуковы, Порфирьевы, Лихачевы
Сайт ''Суфлер'' об артистах: Аркадий Райкин, Анна Герман, Робертино Лоретти и др.

Hosted by uCoz