|
Из книги Александра Жигарева "Анна Герман"
Долгий путь к призванию.
|
Все маленькие дети поют. Поют песни, услышанные в кино, по радио, теперь и по телевидению,
на концертах, в школе и на улицах, от родителей и друзей по детскому саду. Поют дети, которые
в будущем станут учеными, конструкторами ракет, врачами, рабочими. Поют и дети, которые потом
станут профессиональными певцами и артистами. Их биографы начнут старательно отыскивать, когда
же объект их исследования впервые запел.
Отыскать такую дату в биографии Анны Герман оказалось делом непростым. Сама она говорила мне,
что почувствовала тягу, точнее, необходимость петь лишь
на последнем курсе геологического факультета Вроцлавского университета. Мама же и бабушка
утверждали, что она пела с детских лет. Но этому не придавали особого значения: обычная девочка,
вполне рядовой ребенок, поет, как все малыши. А абсолютный слух, о котором говорила учительница
музыки в Ургенче? А чистота и обаяние ее голоса, покорившие вряд ли разбиравшихся в музыке
малышей? Говоря откровенно, в семье, постоянно испытывавшей нужду, которой в силу тех или иных
причин пришлось скитаться, думать о том, как бы прожить, заработать на жизнь, почти не обращали
внимания на безусловное дарование девочки, шедшей к призванию длинными окольными путями.
Не стоит, да и бессмысленно сетовать на судьбу, собираясь произнести столь хорошо известные,
но, увы, малозначащие слова: “Ах, если бы!..” Судьбу Анны Герман, ее яркое дарование, ее подвиг
в искусстве и жизни невозможно рассматривать вне времени и обстоятельств, в которых она жила…
…Первый человек, абсолютно убежденный в том, что Анна должна стать именно профессиональной
певицей, — ее школьная подруга Янечка Вильк. Это была бойкая рыженькая девчушка с озорными
мальчишескими глазами, неугомонная болтунья и непременная участница всех ребячьих игр, а позже
неизменное “доверенное лицо” ее увлечений и тайных свиданий…
…Не будь ее, геология, возможно, и получила бы талантливого инженера, а искусство так и не
узнало бы выдающейся певицы. Порой задумываешься о жизненном пути многих замечательных людей,
прославивших себя великими открытиями в разных областях науки и техники или раздвинувших перед
нами границы прекрасного. Почти всегда около них бывали в жизни такие вот “незаметные” спутники,
люди, понимающие, что перед ними большой, замечательный талант и что необходимо помочь этому
таланту обнаружить себя, не затеряться в суете и безразличии серых будней. За свое подвижничество
они не ждут наград и делают то, что подсказывает им сердце. Редко встречаются такие люди.
Но велика, незаменима их роль.
Никто ведь не заставлял Янечку стучаться в двери дирекции Вроцлавской эстрады и требовать,
просить, умолять, чтобы непременно прослушали ее давнюю подругу Аню Герман, которая “поет,
как Тебальди”. А потом, буквально замучив всех своей настырностью, тянуть за руку на
прослушивание подругу, которая при этом упиралась изо всех сил, упрекая Янечку во всех смертных
грехах — в бессердечии, невежестве, даже жестокости!
Аня стояла перед комиссией, во главе которой сидел, откинувшись в кресле, вроцлавский актер
Ян Скомпский, все время поглаживавший выбритые до синевы щеки и смотревший куда-то вдаль...
Аня не верила в успех этой затеи. Она просто подчинилась воле подруги. Может быть, потому и
пела легко, не смущаясь отсутствием аккомпанемента, свободно и широко. После народной песни
спела модную тогда “Не для меня поток автомобилей”, лирическую партизанскую “Расшумелись
плакучие ивы”, потом, по желанию комиссии, новейший шлягер...
— Ну, довольна? — улыбаясь, спросила она Янечку, когда они вышли в коридор ждать результатов.
— Я тебе подчинилась. Теперь в ознаменование полнейшего провала ты пригласишь меня в кафе на
клубничное мороженое.
Минут через пятнадцать вышел Скомпский. Сначала он посмотрел на Янечку и улыбнулся ей, а
затем перевел взгляд на Аню.
— Ваша подруга — просто молодец. Сначала мы, правда, подумали, что она малость не в себе.
А с сегодняшнего дня она для нас самый высокий авторитет, — Потом, сменив тон с шутливого
на торжественный, он произнес: — Анна Герман, мы зачисляем вас в постоянный штат Вроцлавской
эстрады. Вы будете получать как бесставочница сто злотых за концерт. А концертов в месяц будет
примерно сорок. Значит, четыре тысячи злотых в месяц. Ездить будем много, репетировать — тоже,
так что не ждите сладкой жизни.
Сначала она так растерялась, что не могла вымолвить ни слова. Деловитость эта совершенно
потрясла ее. “Зачисляем в постоянный штат... Сто злотых... Четыре тысячи злотых... Интересно,
что теперь скажут мама и бабушка? Они-то уж, наверное, обрадуются: не то что тысяча восемьсот
злотых начинающему инженеру! Ну а я сама?.. Не девочка уже, своя голова на плечах, это ведь
мне жить и работать...”. И вдруг она совершенно отчетливо осознала, что случилось то, о чем
она втайне мечтала.
Не верилось, казалось фантастикой наяву. Но ведь сбылось! Все прежнее — выступления на
студенческом вечере, “Каламбур” — представилось теперь не просто увлечением, а прелюдией,
подготовкой к главному делу жизни. К пению.
Деньги... При чем здесь деньги? Да если бы Скомпский предложил выступать бесплатно, она бы и
на это согласилась... Лишь бы петь!
Дома она рассказала о случившемся, будто речь шла о чем-то будничном, вовсе и не требующем
обсуждения.
— Так что же, диплом ты вообще защищать небудешь? — не очень-то разобравшись в происшедшем,
изумилась мать.
— Нет, почему? Буду! — ответила Аня и добавила неуверенно: — Может, когда-нибудь я все-таки
стану геологом...
|Назад|
|Далее|
|Герман|
|Судьба|
|Песни|
|Фотографии|
ГОСТЕВАЯ КНИГА
ПОЧТА
|